Клиенты ВТБ оформили более 500 тысяч новых кредитных «Мультикарт»

ВТБ Капитал Инвестиции вывел ПИФы на Маркетплейсе Московской биржи

Должностное лицо заказчика и.о. директора ГУП «Владимирский автовокзал» (на момент совершения правонарушения) привлечен к административной ответственности

Должностные лица АО «ВОЭК» привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства о закупках
 
18+

Старики против разбойников

Общество / 5 сентября 2013 г. 08:50

Старики против разбойников

Кража картин из Вязниковского историко-художественного музея на прошлой неделе затмила по «популярности» все другие новости из жизни региона. Кто бы мог подумать, что в маленьком провинциальном музее хранятся подлинники признанных мастеров живописи. И не менее удивительно, что охраняет все эти ценности обыкновенный сторож, обезвредить которого преступникам не составило труда.

Доходный бизнес
- На самом деле владимирские музеи, в том числе и муниципальные, обладают уникальными коллекциями, – говорит директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Надежда Егорова. – И мы буквально не спим ночами: как все это сохранить? Каждую экспозицию, по сути, должны охранять вооруженные люди, а не такие вот бабушки, как это было в Вязниках. Однако общая беда всех муниципальных музеев – нехватка средств на надлежащую охрану предметов исторической и культурной ценности.

DSC_0149Судя по сообщениям, регулярно появляющимся в СМИ, преступный бизнес, связанный с похищением культурных ценностей, по доходности стоит на третьем месте после торговли наркотиками и оружием. Воруют как из частных коллекций, так и из музеев. Самой громкой музейной кражей в нашей стране стало похищение в 1965 году из Государственного музея им. Пушкина картины «Святой Лука». О том, как ее искали, даже сняли художественный фильм. Из последних громких скандалов – крупная кража в Эрмитаже в 2006 году. Тогда была создана специальная комиссия по сверке музейных фондов России, в ходе которой было проверено полторы тысячи музеев и выявлена пропажа 22460 предметов искусства.

В последнее время произошли хищения не только в крупных сокровищницах мирового искусства. И воры охотились не только за картинами и иконами. Например, из фондов Гурьевского музея в Кемеровской области было вынесено 1100 наград и монет, бивни мамонта и череп древнего шерстистого носорога. В Камышинском историко-краеведческом музее обнаружили пропажу 688 икон, монет и орденов. В Российском государственном архиве литературы и искусства недосчитались около 2 тыс. рисунков архитектора и художника Якова Чернихова, стоимость которых оценивают в несколько миллионов долларов. Из музея-квартиры Юрия Рериха исчезли четыре картины Николая Рериха.

По самым оптимистичным оценкам Международного фонда исследований искусства, лишь около 10 % украденных произведений возвращается владельцам. Большинство подобных краж совершается по заказу, и украденное оседает в частных коллекциях. В том же Вязниковском музее в 1985 году был похищен подлинник Айвазовского «Черное море» - картину до сих пор не нашли.

Не от хорошей жизни
Сами сотрудники правоохранительных органов признаются, что остановить музейные кражи сложно. Крупные учреждения могут позволить себе и хорошую охранную систему, и людей, следящих за сохранностью ценностей. А что делать небольшим музеям в российской глубинке? Максимум, что они могут себе позволить, – это тревожные кнопки.
- Музейные воры – особая категория, – переживает Надежда Егорова.
- Они могут приходить в музей под видом посетителей, изучать, как расположены датчики. К тому же вся информация о музеях выложена на сайтах и находится в широком доступе. А мы даже видеорегистраторы не можем себе позволить установить. Например, из шести наших экспозиций видеонаблюдение установлено лишь на одной.
Город Юрьев-Польский, основанный в XII веке князем Юрием Долгоруким, сам по себе один большой музей: сплошь уникальные памятники древности. Здесь даже музей находится в стенах монастыря – Михаило-Архангельского. И хотя город стоит в стороне от туристического маршрута «Золотое кольцо», музейный комплекс принимает более 30 тысяч посетителей в год.

Вместе с главным хранителем Юрьев-Польского историко-архитек-турного и художественного музея Ольгой Сажиной мы проходим по экспозициям, где каждый из более чем десяти тысяч предметов – безмолвный свидетель ушедших эпох. Каждый – уникален. Например, в Иоанно-Богословской надвратной церкви расположилась экспозиция портретов художников академической школы и произведений художников-передвижников, а также коллекции фарфора XVIII-XIX веков – российских заводов Кузнецова, Попова, Гарднера и западно-европейских заводов. Особая гордость – коллекция древнерусской живописи XVI-XVII веков, которая составлена из икон, хранившихся в церквях и соборах окрестных сел Юрьев-Польского района. Все произведения были национализированы после 1920 года у местных церковников и помещиков -Голицыных, Бедняковых, Салтыковых. Экспозиции в других помещениях не менее уникальны. Например, коллекция «Белый камень» в Георгиевском соборе, здание которого также принадлежит музею.
Естественно, все сокровища – под сигнализацией. У музея заключен договор с вневедомственной охраной: во всех залах установлены тревожные кнопки. Экспозиция, посвященная Владимирскому Ополью, – единственная, где ведется видеонаблюдение. За десять лет, что Ольга Сажина работает в музее, здесь не было ни одной кражи, однако сотрудники всегда начеку. Каждое утро смотрителей начинается с тщательного обхода экспозиций, каждый вечер заканчивается этой же процедурой. Смотритель Георгиевского храма демонстрирует: к какому экспонату ни подойди – загорается огонек сигнализации. Здесь буквально каждый камень из кладки собора на учете. Конечно, унести 50-килограммовый экспонат проблематичнее, чем картину или икону. Но, кто знает, вдруг придет мода, и какой-нибудь коллекционер захочет украсить свое имение «камушком» XIII века!

- В 90-е годы раздел собственности коснулся и музейных экспозиций по всей стране, – рассказывает Ольга Сажина. – То, что наш музей приобрел до 1996 года, относится к федеральной собственности, то, что поступило на хранение позже, – собственность муниципальная. В музее хранится более 10 тыс. предметов федеральной собственности, и, получается, государство нам дает на хранение эти вещи, но помочь в организации охраны отказывается. Думаете, в Вязниках от хорошей жизни привлекли к охране пенсионерку?
Однако в областном департаменте культуры и туризма уверяют, что ряду музеев, в соответствии с областным законом, перечисляется ежегодная субсидия. Это Вязниковский историко-художественный музей, Мстерский музей, Гороховецкий историко-архитектурный музей, Ковровский историко-мемориальный музей, мемориальный дом-музей «Усадьба Жуковского» и Юрьев-Польский историко-архитектурный художественный музей.
- Субсидия предусмотрена на охрану музейных предметов, которые находятся в областной собственности, но переданы на хранение в органы местного самоуправления, – поясняет главный специалист облдепартамента культуры и туризма Наталья Чмелева. – Но вообще-то ответственность за свои музеи несут сами муниципалитеты.
- Субсидия, к сожалению, мала, ее хватает лишь на сигнализацию, – сокрушается директор Юрьев-Польского музея Надежда Егорова. – Чтобы помощь была действенной, нужно принимать серьезную программу на уровне области, а предварительно провести мониторинг – например, какому музею сколько видеокамер необходимо.

По статусу и охрана
Чтобы разобраться, как охраняются наши музеи, нужно понять, что представляет собой м узейна я сеть рег иона. В регионе – два федеральных музея, находящихся в ведении Минкультуры РФ (Владимиро-Суздальский музей-заповедник и музей-заповедник «Александровская слобода»), два областных государственных музея под «крылом» облдепартамента культуры и туризма (Муромский историко-художественный музей и Центр пропаганды изобразительного искусства во Владимире) и 17 муниципальных музеев, забота о которых – на органах местного самоуправления.

В фондах областных и муниципальных музеев – 270 тыс. предметов, представляющих историческую и культурную ценность, причем большая часть коллекций сосредоточена именно в муниципальных музеях. Крупные коллекции содержат муниципальные музеи Александрова, Гороховца, Коврова, Юрьев-Польского. Например, среди экспонатов Александровского художественного музея есть произведения всемирно известных российских художников: Маковского, Бритова, Французова, Андрияки, Шемякина… В Вязниковском историко-художественном музее выставлено более 70 жи-вописных полотен из частного собрания фабриканта Сенькова, в том числе и те, которые были похищены: «Лес. Ели» Ивана Шишкина, «Рыболов» Константина Коровина и «Первый снег» Станислава Жуковского.
Наиболее крупные коллекции музейных предметов сосредоточены в Муромском государственном историко-художественном музее, в его фондах – более 60 тыс. предметов, многие из которых уникальны. Бесценно собрание древнерусского искусства: около 300 икон, декоративно-прикладные изделия, включающие в себя уникальные памятники XIV-XIX веков. В коллекции металла – древнеегипетские бронзовые статуэтки, посуда петровского и екатерининского времен, ампирная бронза, собрание меднолитых крестов и образков XII-XX веков. Фонды живописи и графики включают работы западноевропейских и русских мастеров, среди которых Иванов, Брюллов, Шишкин, Саврасов, Поленов, Суриков, Коровин.

Как объяснили в департаменте культуры и туризма Владимирской области, средства охраны культурного и исторического наследия в зависимости от формы собственности действительно разнятся. К примеру, музей в Муроме охраняется вневедомственной охраной при МВД РФ с трех постов полиции, все здания музея оборудованы телефонной связью, техническими средствами охраны и кнопками тревожной сигнализации. Однако надо учесть, что в Муроме – музей областного значения, а областные музеи находятся на более высоком уровне охраны. А что в муниципальных музеях? Охранно-пожарная сигнализация с выводом на пункт центрального наблюдения установлена лишь в 13 музеях. Во всех музеях охрана осуществляется ведомственной и вневедомственной охраной, однако не везде есть тревожные кнопки, современная сигнализация и видеонаблюдение. Проблема!

Экспонаты в цифре
А еще беспокойства музеям прибавило формирование государственного каталога музейного фонда России – им рекомендовано начать работу по передаче электронной информации по предметам в этот каталог. Таким образом, объяснили в министерстве, как можно большее количество людей сможет ознакомиться
с богатейшим наследием российской культуры. Но точно тем же путем об уникальных объектах могут узнать и те, кого они интересуют исключительно с точки зрения наживы, – грабители.

Музейные работники от нововведения в шоке.
- Да, мы обязаны это делать, – говорит главный хранитель Юрьев-Польского музея Ольга Сажина. – Но вы посмотрите: вся информация доступна – мы должны сделать подробное описание картины, осталось только написать, где она лежит. Это опасно!

Возьмем нашу область: лишь 7% музейных фондов находятся в широком доступе, остальные хранятся в запасниках, поскольку многие учреждения попросту не имеют выставочных залов и специального оборудования, чтобы все это демонстрировать.

В ноябре прошлого года Министерство культуры РФ проводило семинар, где присутствовали сотрудники государственных и муниципальных музеев. Поднимался вопрос и о работе государственного каталога, в результате, передача предметов в каталог была-таки приостановлена. А вот работу по составлению внутренних электронных каталогов муниципальные музеи ведут. Это – для удобства самих музеев: легче собирать выставки и экспозиции, вести научную работу. Доступ к таким каталогам имеют лишь главные хранители и руководители музеев.

- Если есть цифровое изображение музейного экспоната, его проще найти в случае инвентаризации или пропажи, – объясняет Наталья Чмелева, главный специалист областного департамента культуры и туризма. – Хорошо, что в Вязниковском музее были изображения похищенных картин – сейчас они переданы в Мин-культуры, и вероятность найти их значительно выросла. Продать картины и вывезти из России сложно: есть федеральное законодательство о вывозе и ввозе культурных ценностей. Возможно, они осядут в частных коллекциях. Но мы надеемся, что они найдутся.

Все работники музеев восприняли похищение картин из вязниковского музея как собственную трагедию. Что, в общем-то, не удивительно: ведь здесь в большинстве своем работают люди, которые очень ответственно относятся к тому, что им доверено охранять. Даже если получают они за это копейки в денежном эквиваленте.

На фото: Юрьев-Польский музей находится в стенах Михаило-Архангельского монастыря, Главный хранитель Юрьев-Польского музея Ольга Сажина в экспозиции древнерусской живописи



Комментарии
Комментариев пока нет.
Общество: другие новости

Новости партнеров
Loading...
Читайте также:




Главное за неделю
Общество 25.03.2019 11:06
Общество 25.03.2019 10:11
Спорт 25.03.2019 09:56
Общество 25.03.2019 09:43
Общество 22.03.2019 14:00

Архив публикаций

Партнёрские материалы
26.03.2019 17:22
26.03.2019 17:19
26.03.2019 17:16
25.03.2019 16:20
25.03.2019 16:16

Больше материалов





Архив новостей
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Фоторепортаж
Конкурс архитекторов


Другие фоторепортажи
Контакты редакции:
Телефон: +7 (4922) 47-07-89, 44-44-33, +7-980-755-72-41
Адрес электронной почты: nikliv17@mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя ООО «ПРИЗЫВ» и со ссылкой на сайт «www.vipnovosti33.ru» (для Интернет-ресурсов активная индексируемая гиперссылка на сайт www.vipnovosti33.ru обязательна). © ООО «ПРИЗЫВ»



Редакция