Главный врач ГБУЗ ВО «Муромский родильный дом» привлечен к административной ответственности

Жалоба ООО «ФАВОРИТ» признана обоснованной, аукционной комиссии, оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений

В Юрьев-Польском районе открыли мемориал «Воин-освободитель»

ВТБ внедрил универсальную линейку пакетов РКО для предпринимателей
 
18+

Полномочия есть. Денег - нет. Переходный период в реализации закона об МСУ закончился. Как себя чувствуют муниципалитеты?

Политика / 7 июля 2009 г. 16:16

Полномочия есть. Денег - нет. Переходный период в реализации закона об МСУ закончился. Как себя чувствуют муниципалитеты?

Основной темой обсуждения VIII съезда ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области» был ход реализации в регионе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Владимир ГАНЕНКО

С момента принятия нормативного акта прошло более пяти лет, с первого января этого года он реализуется в полном объеме во всех субъектах России за исключением Чеченской республики и Ингушетии, для которых реализация переходных положений закона продлена до 1 января следующего года. Практикой применения закона выявлено множество проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, и которые, в конечном счете, затрагивают интересы миллионов россиян. Итоговой резолюцией съезда поддержано около сорокам предложений, поступающих от органов МСУ нашей области, направленных на совершенствование законодательства о местном самоуправлении. Не все их можно однозначно оценивать как соответствующие общей концепции закона, однако во многих случаях к оценкам муниципалов-практиков стоит прислушаться.

Закон один, а условия - разные

Как видится, проблема законодательного урегулирования отношений в сфере местного самоуправления для Российской Федерации осложняется крайне неоднородным составом поселений в различных регионах страны. Более адаптирован он для краев и областей с большим количеством относительно крупных сельских населенных пунктов. Сложнее его применение на территориях, где наряду с городами и поселками в округе имеется немало малонаселенных сел и деревень. Однозначно исполнить полномочия, предусмотренные законом для МСУ, в более-менее крупном городе, в поселении, являющемся центром района, и в сельском поселении, где преимущественно доживают свой век старики, крайне сложно.

В законодательстве на этот случай предусмотрена передача полномочий от органов МСУ поселений к органам МСУ района и в обратном порядке по заключаемым между ними специальным соглашениям. Однако практическая реализация этих договоренностей еще более усложнила и так не идеальный механизм принятия решений по вопросам местного значения, привела к перекосам в вопросах численности муниципальных служащих и финансового обеспечения муниципальных структур.

В докладе председателя правления ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области» Евгения Виноградова был приведен целый ряд примеров подобных перекосов, наблюдающихся главным образом при передаче полномочий от МСУ поселенческого уровня к органам местного самоуправления района. (В обратном порядке - от района к поселениям - полномочия во Владимирской области передавали только органы местного самоуправления Александровского, Гусь-Хрустального и Петушинского районов).

Смотря как считать

Передача полномочий теоретически предполагает уменьшение нагрузки на аппарат сельских администраций и, соответственно, на сокращение их штатов и объемы финансирования, однако на практике это происходит далеко не всегда. Наглядно это в докладе было проиллюстрировано на примере сельских поселений Кольчугинского и Собинского районов, которые передали по 9 своих полномочий району. При этом численность муниципальных служащих в 5 сельских поселениях Кольчугинского района составляет 40 человек, а в Собинском - в 9 сельских поселениях - 24 служащих. Однако сельские поселения Кольчугинского района потратили в 1 квартале 2009 года на содержание органов местного самоуправления два с небольшим миллиона рублей, а сельские поселения Собинского района около трех с половиной миллионов. То есть содержание одного муниципального служащего в Кольчугинском районе обходится в 53 тыс. 700 рублей в квартал, а Собинском - в 145 тысяч рублей. В Киржачском районе при таком же количестве переданных «наверх» полномочий содержание одного служащего обходится в 68 тысяч рублей за квартал.

Наверное, в этом месте все же уместна и авторская ремарка. На самом деле, может быть, за исключением самых расточительных вариантов содержания муниципальных чиновников в целом затраты муниципалитетов на эти цели не так уж и велики, как об этом иногда говорится с высоких трибун. Во всяком случае, в нашей области при тотальной дотационности местных бюджетов можно усмотреть в этом и положительный момент. Плюс даже в том, что при существовании МСУ в самой беспросветной глухомани таким образом оплачивается труд людей, которые проживают именно в глубинке. Хотя бы на уровне власти в таких населенных пунктах теплится общественная жизнь.

Так что те, кто говорит о непомерных расходах, связанных с большим количеством поселений, наделенных полномочиями органов МСУ, попросту не смогут объяснить, чем лучше ситуация, когда по сути те же средства тратятся, к примеру, на уровне района при централизации полномочий сельских поселений. Тем более что законодательством определена максимальная доля расходов на содержание органов местного самоуправления в общем объеме расходов местных бюджетов. Проблема может быть лишь в том, что очень сложно разумно определить эту долю при существующей чехарде, связанной с возможностями передачи полномочий с одного уровня МСУ на другой.

Контролеры «кошмарят» муниципалитеты за ненадлежащие исполнение неисполнимых полномочий

Хотя на съезде представителей муниципальных образований области вопросу содержания администраторов было уделено достаточно много внимания, очевидно, что больше волнует представителей местных властей другая проблема. Как раз ее наличие и не позволяет на местах ощутить перемены к лучшему в процессе реализации во многом противоречивого, но, в целом, вполне прогрессивного закона об организации МСУ в России. Реализация полномочий МСУ не сопровождается должным объемом их финансирования. Закрепленных сегодня за местными бюджетами налоговых поступлений не хватает на реализацию, пожалуй, и сотой доли того, что предписывает органам местного самоуправления 131 закон.

На съезде ассоциации муниципалов проблема высветилась с совершенно неожиданной стороны. Различные надзирающие и контролирующие государственные структуры, которые по определению должны следить за исполнением на местах действующего законодательства, все чаще стали выдавать предписания по ненадлежащему исполнению полномочий, зафиксированных в законе, органам МСУ. Кто-то из присутствующих с места с горькой иронией заметил, что поскольку контролирующим органам с высоких трибун запретили без надобности «кошмарить» малый бизнес, они быстро «перекинулись» на муниципалитеты. Еще несколько выступающих высказывали и вовсе революционные предложения. Например, чтобы контролирующие структуры вправе были предъявлять претензии к муниципалам только в разрезе полномочий, которые местные власти в состоянии исполнить в пределах утвержденного бюджета.

Закон об СМУ стимулирует развитие местного самоуправления

Конечно, на практике во всем этом мало веселого. Но стоит отметить и новую динамику в отношениях государства и местного самоуправления: законом утверждены полномочия, на которые нет средств, но за исполнение которых уже начали спрашивать, опять же, по закону. Очевидно, что не за горами либо бюджетная реформа, либо отмена закона, что явно было бы шагом назад в развитии общества.

Как отмечалось на съезде, все замечания по реализации 131 закона обобщаются на местах и аккумулируются в Минрегионразвития. Представители муниципалитетов Владимирской области наметили провести в конце этого года семинар глав муниципальных образований для изучения российского опыта деятельности органов местного самоуправления по реализации закона о местном самоуправлении, а выработанные вчера предложения по совершенствованию законодательства направить в Общероссийский Конгресс муниципальных образований.



Комментарии
Комментариев пока нет.
Политика: другие новости

Новости партнеров
Loading...
Читайте также:




Главное за неделю
Общество 16.09.2019 09:34
Общество 13.09.2019 11:45
Общество 13.09.2019 11:41
Общество 12.09.2019 14:34
Общество 12.09.2019 11:20

Архив публикаций

Партнёрские материалы
12.09.2019 20:45
12.09.2019 18:42
12.09.2019 17:30
12.09.2019 17:29
12.09.2019 17:26

Больше материалов





Архив новостей
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Фоторепортаж
Конкурс архитекторов


Другие фоторепортажи
Контакты редакции:
Телефон: +7 (4922) 47-07-89, 44-44-33, +7-980-755-72-41
Адрес электронной почты: nikliv17@mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя ООО «ПРИЗЫВ» и со ссылкой на сайт «www.vipnovosti33.ru» (для Интернет-ресурсов активная индексируемая гиперссылка на сайт www.vipnovosti33.ru обязательна). © ООО «ПРИЗЫВ»



Редакция